головна від ферми до столу наші вівці фотогалерея Зелений Дуб форум цікаві сайти  контакт стрічка RSS

Романівські вівці www.vivci.kardash.com.ua

      

 

    Еще в 30-х годах прошлого века академик М.Ф. Иванов высказал мнение, что "овца может успешно конкурировать с любым видом сельскохозяйственных животных, если она одновременно производит шерсть, мясо, молоко, и высококачественные овчины". Романовская овца наверное полнее других пород соответствует таким характеристикам. Проблема в том, как правильно использовать эти продукты. В натуральном крестьянском хозяйстве использовалось практически все. Даже кости и рога находили применение. Индустриализация и повсеместное применение синтетических материалов больно ударило по овцеводству. Выход в формировании культуры потребления натуральных продуктов питания и предметов быта, возобновлении на качественно новом уровне традиционных народных промыслов с целью переработки шерсти, шкур в высокохудожественные бытовые изделия.

       

 Кожевенные промыслы Полесья. Исторический очерк (А. И. Горынь, Н. И. Бураковска)

        Выделка кож и изготовление из них бытовых изделий - одно из давних занятий полещуков. В древнерусский период бытовала уже довольно развитая техника и технология обработки шкур животных, о чем свидетельствуют археологические находки (фрагменты обуви, упряжи, военного снаряжения, отдельные орудия труда и пр.).  Распространению этих занятий способствовали обилие зверя в лесах, развитое животноводство, а также климатические условия, требующие теплой сезонной одежды и обуви.

      С развитием производительных сил и расширением торговых связей кожи и меха стали непременной статьей экспорта в Западную Европу. Так, в 1605 г. через Брест и Гродно было вывезено в Польшу более 6 тыс. беличьих шкурок, шуб бараньих, заячьих, лисьих, горностаевых, бобровых, куньих - 1199 штук .

       Уже в XVI в. жителям Волыни, в том числе и Полесья, были известны такие кожаные и меховые изделия, как «боты», «полуботики» (даже сафьяновые), беличьи шубы, кожухи, широкие кожаные пояса, калиты, мошны, сумки из юфти, барсучьей, лосиной кожи, упряжь . Эти изделия изготовляли городские ремесленники или сельские кустари, часть была и привозных.

      Наиболее распространенными профессиями в данной отрасли были кожевники («чинбарі», «гарбары»), скорняки («кушняры», «кожухарі»), сапожники («шевці», «шауцы») и шорники («лимарі», «рымары»).

       На протяжении столетий менялись формы кожевенного производства, уровень и динамика их развития определялись уровнем производительных сил и характером производственных отношений каждой исторической эпохи. В XVI - начале XVII в. в городах Полесья были основаны цехи кожевников и скорняков. В феодальных владениях в эпоху натурального хозяйства работали крепостные мастера - кожевники, скорняки, сапожники.

      В XIX в., особенно в последней четверти, кожевенное производство Полесья развивалось как фабрично-заводское и кустарно-ремесленное с преобладанием последней формы. Типичными были мелкие мастерские, в которых кроме хозяина работало двое - четверо рабочих либо хозяин с членами семьи.

       Среди ремесленников было много таких, которые в связи с незначительными размерами производства не регистрировались и не вошли в списки занятых в данном производстве. Например, в 1933 г. в одном Сарненском уезде четвертая часть кожевников работала без промышленного свидетельства. Для многих промысел был подспорьем при основном занятии - сельском хозяйстве.

       В конце XIX - начале XX в. среди основных видов кожевенных промыслов заметное место занимал промысел, базирующийся на выделке кож. В послереформенный период кожевенное производство расширилось в связи с повышением спроса мещан и зажиточной прослойки крестьян на ременную сбрую, сапоги, кожухи и шапки. Например, в 1863 г. в Брестском, Кобринском, Пружанском уездах Гродненской губернии крестьянами и мещанами ежегодно употреблялось до 50 тыс. штук выделанных овчин.

        Обработка кожи и меха почти везде по числу занятых лиц и валовому производству стояла на третьем месте после таких доминирующих отраслей, как деревообработка, изготовление одежды, и опережала группы обработки шерсти, металлов, минералов и др. В восточной части Украинского Полесья выделка кож наряду с изготовлением изделий из дерева занимала первое место, тогда как в северо-западных районах отходила па четвертое. В начале XX в. обработкой кож в Житомирском уезде было занято 1049 хозяйств, в Новоград-Волынском - 973, Овручском - 419 48. На западе Полесья в 30-е годы XX ст. кожевники работали в уездах Ковельском - 302 чел., Сарненском - 316, Костопольском - 191, Любомльском - 136 чел.

      На Белорусском Полесье кожевенные заводы с несколькими рабочими находились в Пинском, Слуцком, Мозырском, Речицком, Бобруйском уездах Минской губернии. Из 62 заводов Минской губернии размещались на Полесье, больше всего в Слуцком и Речицком уездах. Прочностью и высоким качеством отделки славились мозырские кожи, имевшие спрос в Польше и Пруссии. Мастерски об рабатывали кожи в Брестском, Кобринском, Пружанском, Слуцком, Давид-Городокском уездах.

      Кожевники выделывали, главным образом, различного рода сапожный товар - «полувал», а также подошвенный материал. В Житомире и Житомирском уезде занимались выделкой «перчаточных» кож - замши и лайки. Наиболее распространенной была выделка юфти из шкуры крупного рогатого скота, реже - лошадей и телят. Выделка юфти включала этапы, известные и в других районах Украины, Белоруссии: размачивание высушенных шкур и чистку, выквашивание в ржаном растворе, для дубления употребляли преимущественно

  дубовую (реже лозовую) кору. Процесс дубления кож был довольно примитивным: в мелких мастерских очищенные от шерсти шкуры помещали в деревянное корыто, посыпали сухой корой и заливали водой. Процесс дубления подошвенного материала длился около восьми недель и больше - в зависимости от качества сырья. Отделка юфти включала смазывание кож растительными или животными жирами, выравнивание и разглаживание их. В восточной части Полесья «товар» на передки сапог в конце выделки смазывали березовым дегтем.   

       При выделке кож пользовались известными среди кожевников инструментами: чистку шкур, обезволашивание проводили на установленной под уклоном колоде, называемой повсеместно «кобилка» («столак», «козел», «кобилиця»). Сгоняли шерсть тупым дугообразным ножом с двумя ручками или косой, выравнивали и разглаживали кожи гладилками или же специальными прессами. Для золения и дубления кож имелись отдельные деревянные чаны, бочки, в более крупных мастерских - иногда и  цементированные ямы.     

Инструменты для выделки кож.

1, 2, 3, 5 - типы мял для выделки сыромяти, 4, 8 - «станок», «коса», ножи для чистки кож, 6,7 - типы «ключей» для выделки овчин.

  

         На Полесье была довольно распространена также выделка сыромяти. По технологии производства сыромятная кожа в XIX - начале XX в. подразделялась на две разновидности: скребеную и квашеную. Способ выделки скребеной сырицы представляется более древним. В этом случае размоченные шкуры золили (погружали в водный раствор гашеной извести или посыпали сухой золой), затем соскребали шерсть, чистили мездру и приступали к следующему этапу - мятью. Применение извести с целью обезволашивания шкур больше характерно для западного Полесья. В восточном Полесье, как правило, производили снятие шерсти без предварительного золения. Для получения квашеной сыромяти очистке шкуры предшествовала операция квашения, т. е. в данном случае для облегчения обезволашивания шкуры и ее размягчения применялась не известь, а хлебная ржаная закваска. Другая его разновидность, наиболее архаичная — отопреванне в помете животных, так называемое «потение в навозе». Оба эти метода сохранились в быту полещуков до середины XX в. При этом, как показали полевые исследования на Белорусском Полесье, использование навоза является локальной особенностью восточного ареала (в частности, на территории к югу от Припяти, ограниченной Туровом, Петриковом, Ельском, а также в окрестностях Лоева). Для всего западного Полесья было

характерно хлебное квашение. После золения или квашения кожу очищали от шерсти и мезги косой или «стругом». 

        На Полесье существовали различные способы и орудия мятья сыромятной кожи, известные восточным славянам и другим народам. Сыромятная кожа повсеместно употреблялась главным образом для пошива конской сбруи: гужей, вожжей, шлей, чересседельников, постромков, шор, нарытников, уздечек, седелок, седел, хомутов. Пошивом сбруи занимались шорники. В XIX - начале XX в. они объединяли в своих руках оба вида ремесла - сыромятное и шорное.

       Основной частью конской сбруи был хомут для одиночной и параконной упряжки. Форма, отдельные детали хомута определялись тем, с какими компонентами сбруи он употреблялся. Если с дугой, что преобладало в восточной части Полесья, тогда в клещах по бокам делали сквозные дырки, служившие для крепления хомута при помощи «гужей» к оглоблям. Если же хомут употреблялся с шорами, тогда имелись металлические кольца для постромков. В западных районах Украинского Полесья бытовало несколько разновидностей хомута для тяжелых сельскохозяйственных работ: без крышек или без гужей с постромками, крепкие «русские»; «краковские», употребляемые к шорам, с характерным украшением - металлическими рожками в верхней части.

     В Белоруссии и восточной части Украинского Полесья повсеместно в состав упряжки входили седелка и «чересседельник», служившие для поддержания оглоблей, хомута и дуги.

       На северо-восточной части Украинского Полесья седелка появилась, очевидно, под влиянием русской упряжки с дугой, так как для западной части она не типична.

       Орудиями и приспособлениями для пошива сбруи являлись пресс, железные щипцы, молоток, нож, шило, игла, дратва и пр.

      Сыромять шла также на пошив кожаной крестьянской обуви - кожаных лаптей, особенно распространенных на Белорусском Полесье («поршні», «пасталы», «маршчакі»). Кроме того, у полещуков сыромять служила материалом для изготовления многих бытовых и хозяйственных принадлежностей - поясов, ременной витой веревки для подъема бортника на дерево («лазіва»), кожаных мешков для продуктов в дорогу и т. д.

       Овчину и шкурки зверьков выделывали скорняки. Главное место занимала овчина, необходимая для пошива традиционной верхней одежды крестьян. Скорняки Полесья занимались только выделкой овчин, а кожухи шили  портные. Лишь изредка эти два занятия совмещались в одном промысле, как это было принято в большинстве остальных районов Украины. Известными центрами скорняжного промысла в прошлом столетии были местечки Короп, Березно, Борзнь, Олишевка, Семеновка на Черниговщине. Производство кожухов концентрировалось в нескольких крупных центрах, одним из которых была Новая Выжва на Волыни. «Кожухарі» - портные Новой Выжвы работали не только для местного рынка, но и были очень известными в Белоруссии, Польше.

      Выделка овчин на Полесье производилась теми же способами, что и на остальной территории Украины и Белоруссии. Технологический процесс включал ряд последовательных операций: размачивание, чистку, квашение, мягчение, дубление, крашение.

       Одна из основных операций - хлебное квашение в кислом ржаном (реже овсяном, пшеничном) растворе («квасе») с добавлением соли.

      Чистили мездру самодельным ножом особой формы - «шкафой», закрепляя овчину на специальной раздвижной раме («пяло», «прасло», «станок»). Мяли овчины полещуки, как и все славяне, крюком деревянным, железным или комбинированным. На западе Украинского Полесья некоторые скорняки (в Ратновском и Заречанском районах Ровенской обл.) для разминания овчин пользовались специальной скамьей с вертикально закрепленным в ней острием. До второй половины XIX в. традиционная выделка овчин на Полесье, как и вообще у восточных славян, проводилась без дубления — «набело». Дубление овчин растительными веществами (отвар коры дуба, лозы, ели и др.) стало распространяться на Полесье в конце XIX- начале XX в. и особенно широко вошло в практику с 30-х годов XX в. Дубление в кустарном производстве осуществлялось двумя способами: простое (поверхностное) и сквозное (в дубильном чане). Дубление или крашение овчин на Украинском Полесье было более распространенным в центрально-восточных районах. В XIX в. Здесь применялась также черная «дубка» сандаловым деревом, химическими веществами, которые скорняки приобретали в лавках у скупщиков.

      Выделка шкурок зверьков (на пошив шапок, воротников) проходила в основном те же технологические процессы, что и при обработке овчин. Некоторая специфика отмечена в инструментах для мездрения и отделки шкурок.

         Сапожный промысел по численности ремесленников занимал первое-второе место и развивался преимущественно в местечках, больших селах. Самым крупным центром производства обуви на территории Украинского Полесья, известным далеко за пределами этого региона, являлся г. Семеновка на Черниговщине. В 1913 г. здесь изготовлением обуви было занято около 4700 ремесленников. Семеновские сапожники развозили свой товар по ярмаркам соседних восточных и южных районов Украины, а также в Нижний Новгород, Орел, Брянск. И после революции, когда постепенно увеличивалось промышленное производство обуви, в 1924-1925 гг. в Семеновке насчитывалось 790 сапожников, а их годовая продукция составляла 7900 пар обуви .

       В конце XIX ст. в городах Борзнь, Короп, Новозыбков ежегодно изготовляли до 25 тыс. пар сапог, которые сбывали на местных ярмарках, возили на юг России, на Кавказ. Сапожным промыслом занимались и в Радомышльском, Житомирском, Новоград-Волынском, Ковельском, Любомльском, Сарненском, Костопольском и других уездах. Традиционным, известным еще с XVII ст., сапожным центром являлась Степань Ровенского уезда. В обзоре Минской губернии за 1875 г. сообщалось, что сапожничество по числу занятых лиц (417 чел.) было вторым среди ремесел. В 20-е годы XX в. максимальное число сапожников (более 3 чел. на 1 тыс. жителей) приходилось на Слуцкий, Бобруйский, Паричский, Туровский, Копаткевичский, Калинковичский, Королинский, Наровлянский, Юровичский, Брагинский, а также на все южные районы Гомелыцины. Широкой известностью пользовались сапожники Пинска, Давид-Городка, Брагина. На 1 тыс. жителей Брагинского района приходилось 9,9 сапожника. Давид-Городокские сапожники в значительной мере снабжали обувью население северо-западной части Украинского Полесья (Ровенщину).

       Наиболее распространенными видами кожаной обуви являлись юфтевые крестьянские сапоги («чоботи», «боти») и ботинки. Древнейшим типом сапог на Полесье, как и на всей остальной территории восточнославянских земель, были выворотные сапоги, голенища которых выкраивали вместе с головками. Их шили на прямой колодке, без каблука и твердого задника. Сшитое наизнанку изделие после увлажнения выворачивали на лицевую сторону, расправляли швы и на «правилах» («кручках») придавали нужную форму. Вытяжные сапоги («витяжки», «кручки», «выцяжю») с широкими одно- или двухшовными голенищами бытовали включительно до XIX ст. В последней четверти XIX в. (особенно с появлением в продаже хромовых, шавровых кож)  начали входить в быт сапоги более сложною кроя с пришивными «головками» («пришви», «головки», «чоботи з шийками») .

         В этот период известны также рантовые сапоги, отличающиеся от выворотных прежде всего способом крепления подошвы с верхом: ее не пришивали дратвой изнутри, а крепили снаружи деревянными гвоздями. Рантовые сапоги считались щегольской обувью, их носили мещане. По селам вплоть до 40-х годов XX ст. распространенными были «вытяжки» или «пришви».

        Женские ботинки («черевики», «полусапожки») вначале шили по заказам шляхты и мещан, но в конце XIX - начале XX ст.- и для зажиточных крестьянок - как праздничную обувь. Характерными особенностями кроя этих ботинок были высокие голенища (до половины голени), застежка на кнопках или шнурках с пистонами, узкий носок и средний каблук. Для пожилых шили ботинки на низких каблуках и с низкими (до щиколотки) голенищами. Мужские ботинки на резинках изготовлялись только для горожан и сельской интеллигенции.

       В XIX-XX ст. на Полесье изменились не только виды кожаной обуви, но и формы ее, конфигурация и размеры отдельных деталей, а также приемы пошива. И только инструменты для изготовления обуви отличались наибольшей стабильностью - большинство из них дошли от древнерусского периода до XX ст. без существенных изменений. Традиционные колодки («копили», «правила»), молотки, ножи, прямые и кривые шилья, клещи, плоскогубцы, рашпили, долота, а также такие материалы, как щетина, дратва, воск и другие используются сапожниками и поныне. Исследование показало, что в традиционном сапожничестве Полесья не наблюдалось существенных локальных и региональных особенностей.

      В советское время изменился удельный вес кустарного кожевенного производства. В первые же годы советской власти была поставлена задача кооперирования кустарных промыслов; начали создаваться и государственные предприятия нового типа. Однако в восстановительный период ремесленно-кустарное производство (шорное и сапожное - прежде всего) еще преобладало, особенно в сельской местности наиболее крупных потребительских центров.

    К началу 30-х годов наблюдается тенденция возрастания общественного сектора в ремесленном производстве. Так, согласно переписи 1933 г., на территории Белорусского Полесья было организовано в 1927-1929 гг. 10 овчинно-шубных, сапожных, кожевенных мастерских.

      В связи с индустриализацией края и процессами урбанизации традиционное кожевенное производство на Полесье, как и повсюду, стало занятием спорадическим. В отдельных деревнях колхозники в свободное время выделывают овчины, меховые шкурки, пользуясь традиционными рецептами и приемами.

 

Литература:

     Полесье. Материальная культура / В. К. Бондарчик. И. Н. Браим. Н. И. Бураковская и др.: Ред кол.: В. К. Бондарчик. Р. Ф. Кирчив (ответственные редакторы) н др.; АН УССР. Львовское отделение Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского.— Киев: Наук, думка. 1988.— 448 с: Ил.

      Монография является первым обобщающим исследованием материальной культуры населения Полесья. Освещаются основные аспекты быта полещуков, их традиционные ремесла и промыслы, жилище, одежда, вышивка и другие компоненты традиционной бытовой культуры.

    
 Еще статьи:
  1. Цінні біологічні особливості романівських овець   Аборигенна романівська вівця є унікальною і однією з перспективних порід не тільки в Росії, а й в світі . Цінні біологічні особливості романівських овець, - висока плодючість і поліестричність, чим обумовлюється високий рівень м'ясної продуктивності (60-100 кг ягнятини) і можливість рівномірного протягом року надходження продукції.....
  2. Звідкіля походять романівські вівці? Породу названо  по назві міста, в околицях якого вона була виведена ...
  3. Романівська порода овець (За В.О. Сухарльовим) Романівська порода овець унікальна за комплексом господарсько-корисних і біологічних особливостей , яка унаслідувала від північних коротко­хвостих овець тонкий хвіст, здатність приходити в охоту і запліднюватись на протязі всього року (поліестричність) та давати за одне ягніння двоє, троє і більше ягнят (багатоплідність), високу життєздатність і пристосованість до суворих умов сніжних зим і пасовищного утримання. Спрямована селекція забезпечила високу скоростиглість романівських овець і цінні якості їх овчин, які не мають собі рівних за легкістю, міцністю, красою і теплозахисними властивостями.....
 4. Вода - зима - вівці ...Якщо в холодну пору ваші вівці не дають достатньо молока, можливо що вони не отримують достатньо питної води, лише тому що вона занадто холодна..
  5. Послеродовой период у овец романовской породы  .... при наличии активного моциона до родов и после родов и физиологической стимуляции бараном-пробником после родов инволюция половых органов заканчивается в первый месяц после родов и создаются все необходимые условия для наступления беременности сразу после окончания послеродового периода....
6. Про харчування високопродуктивних овець ...  Обмеження на використання потенціалу відтворення овець надає недостатнє харчування під час останніх тижнів суягності та раннього періоду лактації...
 7.  Переработка шерсти. Валяльный промысел - традиционное ремесло Полесья Валяльный промысел, издавна игравший важную роль в быту полещуков, имел целью валяние сукна и изготовление войлока, валенок, шапок. Из сукна шили верхнюю одежду, головные уборы, штаны. Войлок шел на изготовление конской упряжи: седелок, седел, хомутов...

 8. Изготовление продукции из шерсти у бурят восточной Сибири ( по Д.М. Маншееву ) ...  Одним из замечательных достижений древних скотоводов было изобретение способа приготовления войлока. Войлочные изделия, широко применявшиеся еще в скифское время, и поныне используются всеми кочевыми скотоводами Евразии....

 

Статьи баранина от фермы к столу

 

Овечья ферма Зеленый Дуб


   Романовские овцы это уникальная генетически чистая и одна из наиболее перспективных пород в мире. Они имеют высокую плодовитость (обычно 3-4 ягнят за окот) и полиэстричность. Овцы способны приходить в охоту и давать потомство во все сезоны года.
     Романовские бараны лучшие стимуляторы и пробники. Они имеют высокое либидо в течение всего года, способны в короткие сроки охватывать больше овец, чем бараны других пород.
    При промышленном скрещивании романовских овец с другими породами в полной мере проявляется гибридная сила при высокой плодовитости.

 

Наша ферма  с усадьбой - прекрасное место для отдыха   

Усадьба Зеленый Дуб  это:

Овеча ферма і садиба Зелений Дуб
Удобное проживание
 • Общение с домашними животными
Живописные пейзажи
 • Чистый воздух и вода (вокруг смешанные леса и ни отного промышленного предприятия)
 • Сбор грибов, ягод, лекарственных растений
 • Возможность осуществить однодневные пешие и велосипедные походы
Погода на ферме Зеленый Дуб
  Погода в Україні
Наши партнеры:
  Торфяные субстраты для любителей и профессионалов
  Мозаика в архитектуре и дизайне
 

© 2012 ПП Кардаш   Усі права захищені. Останні зміни: 24.05.2012.