головна від ферми до столу наші вівці фотогалерея Зелений Дуб форум цікаві сайти  контакт стрічка RSS

Романівські вівці www.vivci.kardash.com.ua

      

      Современному человеку трудно себе представить, как самостоятельно, живя вдали от цивилизации, без денег и разных нанотехнологий изготовить одежду, обувь, одеяла, головные уборы, ковры, инструмент и т.д.

      Что-то манит нас в ремёслах, уходящих в глубину веков. Есть необъяснимая магия и  творческая составляющая в традиционном ручном труде, которым жили многие поколения наших предков. Будь то  кузнечное дело, витиеватая резьба по дереву, скорняжное, ткацкое или гончарное ремесло. 

     Вот как описывает экзотические способы производства кожи скотоводческими народами в своей монографии Д.М. Маншеев (Д.М. Маншеев, Традиционное    скотоводческое    хозяйство бурят Восточного Присаянья (конец XIX - начало XX вв.)  - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. 2006. - 205 С. )

  Кожемялка. Экспозиция Оленекского краеведческого музея

     

Изготовление продукции из кожи, рога и костей ( по Д.М. Маншееву )

            Древним видом домашнего производства у бурят Восточного Прнсаянья была обработка кожи для изготовления одежды, обуви, конской сбруи, мешков, сумм,  мешочков для чая и соли, кузнечных мехов и т.д.

        Главную роль в трудоемком процессе выделки кожи играли женщины. В условиях домашнего производства обработке подвергались шкуры всех домашних животных, диких (лося, изюбра, косули, кабарги, горного козла), а также пушных зверей. Обработку основной части кожи проводили весной и осенью Шкуры мелких домашних (овец, коз) и диких животных (косули, кабарги, белки, соболя) обрабатывали при удобном случае в течение всего года.

        Кожу крупного рогатого скота предварительно замачивали в воде, настоянной на лиственничной коре до темного цвета. Кожу выдерживали в настое до тех пор, пока шерсть не начнет отдираться. Затем кожу вынимали из настоя, накидывали на деревянный кругляк и соскребали шерсть скребком, иногда это делали ножом или старой косой. Для этого шкуру накидывали на деревянный кругляк и начинали соскребать с нее шерсть. Взяв скребок обеими руками, скребли шкуру движениями на себя. Во время этого процесса из шкуры выдавливалась влага. Способ удаления волос со шкуры у присаянских бурят был разный. Например, шкуру со стороны волос обмазывали теплым коровьим пометом, складывали и оставляли дома в теплом месте. Через три дня волосы с кожи легко удалялись, их выщипывали руками Иногда вместо помета для сгонки волоса применяли толченую картошку. Это обстоятельство, по-видимому, связано с появлением картофеля у присаянских бурят.

        А.К. Богданов, исследовавший обработку и выделку кожи у иркутских бурят, выделил четыре способа удаления волоса с кожи животного:

1. Соскабливание острой косой.

2. Вымораживание.

3. Сквашивание сухой кожи в растворе

4. Отмачивание сырой кожи.

      Скребок делали из дерева. В деревянное дугообразное основание, концы которого служили ручками, вставляли железную пластину с тупо отточенным лезвием.  Железная пластина повторяла форму деревянного основания.

       Дальнейшую обработку кожи проводили в кожемялке. Кожемялка состояла из деревянной оси (столба), врытой в землю. На ось устанавливали две параллельные доски, расположенные друг над другом и соединенные вертикальными стойками. Все это вращалось вокруг деревянной оси. Ось имела посередине прорез, через который пропускалась сложенная вдоль кожа, которая закручивалась вокруг оси во время кручения кожемялки. Между двумя стойками прикреплялась длинная жердь, при помощи которой кожемялка приводилась в движение человеком или животным (лошадь, бык). Когда кожемялку приводили в движение с помощью животных, к свободному концу жерди привязывали постромки, которые соединялись с ярмом или хомутом Во время движения кожемялки кожа терлась об острые края стоек и таким путем размягчалась.    

       Кожемялку тальти  делали из обрубленного ствола дерева (колоды) длиной 1-1,2 м и толщиной 20-25 см. Вдоль него выдалбливали трапециевидную выемку глубиной 10-15 см с зубцами. К одному концу выемки колоды прикрепляли рычаг. Рычаг имел форму выемки, зубцы по бокам и свободно входил в выемку колоды. Чтобы талти сохраняло равновесие, по краям колоды в нижней части прибивали перпендикулярные плашки. Обрабатываемую кожу клали между рычагом и выемкой. Левой рукой перемешали шкуру, а правой попеременно нажимали и отпускали рычаг. Талти использовали редко, так как процесс выделки кожи проходил очень медленно. Буряты предпочитали обрабатывать кожу в массивной кожемялке эрьюулгэ, где качество выделки было   более   высоким.

Обработка кожи кожемялкой тальти

 

           Кожу обрабатывали в кожемялке до тех пор, пока она полностью не высохнет. При этом кожемялку вращали сначала в одну сторону, пока шкура не намотается на ось. затем - в другую. Высохшую кожу вынимали и обмазывали закваской - простоквашей из цельного молока. Простокваша пропитывала кожу и делала ее мягкой. Закваску периодически обновляли.  Кожу стали обмазывать заваренными отрубями в виде жидкой кашицы.  По-видимому, это является следствием занятия присаянскими бурятами земледелием.

       Размякшую кожу складывали в длину  мездрой наружу и заново отделывали в кожемялке до сухости. Затем начинался следующий процесс. Высохшую кожу вынимали и пропитывали размягченной печенью скота со стороны мездры. Печень размягчали следующим образом: варили и оставляли в бульоне.  Разварившуюся печень размешивали в бульоне до образования кашицы и ею пропитывали кожу.  Пропитанную кожу заново обрабатывали в кожемялке. По словам информаторов, в кожемялке (эрьюулсэ) за один раз выделывали 2-6 шт. кожи крупного рогатого скота или десяток овечьих шкур.

        Вместимость кожемялкн (эрьюулсэ) зависела от ее размеров. По материалам А.К. Богданова, в кожемялку такого типа "ольхонские буряты одновременно закладывали 20 штук шкур крупного рогатого скота или 40 овчин, но в такой кожемялке мягкая овчина быстро рвалась." Выделка кожи в эрьюулгэ могла продолжаться в течение десяти и более дней и целиком зависела от погоды, так как кожу мяли в солнечные дни. Если кожа за ночь высыхала, ее пропитывали простоквашей. После выделки кожа становилась мягкой, эластичной и белой. С выделанной кожи соскребали мездру с помощью скребка хэдэргэ.

         Выделанную кожу дымили, для того чтобы она не портилась от воздействия влаги и моли. Для этого выкапывали яму  цилиндрической формы, глубиной 70-80 см и диаметром 25-30 см . В яме поджигали опавшие сосновые, еловые шишки  или древесные гнилушки, они тлели и выделяли дым. Вокруг ямы втыкали три палки длиной около одного метра, верхние концы которых соединялись ремешком. На такое приспособление обертывали кожу мездрой внутрь в виде чума, чтобы не было щелей. Во время дымления следили за тлеющими шишками, чтобы не образовалось пламя. Пламя могло сжечь кожу. Кожу дымили в течение 10-20 минут, пока она не станет желтой. За один раз дымом обрабатывали две бараньи или одну коровью шкуру. Иногда палочки  устанавливали по-иному. Вокруг ямы втыкали четыре вертикальные палочки, длина которых была равна ширине кожи. Кожу оборачивали вокруг палочек, оставляя верх открытым. Дым от тлевших шишек выходил через верхнее отверстие. Нужно отметить, что копать яму для дымления кожи разрешалось только женщинам старческого возраста. Если старуха не имела сил копать, то ей достаточно было начертить контур будущей ямы. Остальное довершали молодые женщины.

        Овечью шкуру выделывали иначе. Процесс выделки овчины начинался с сушки (если она была сырой). Для этого ее раскладывали в тени мездрой вверх на 2-3 дня. Затем высохшую кожу смачивали любым кисломолочным продуктом (простокваша, молочная барда). Намокшую кожу складывали по диагонали, вовнутрь обмазанной стороной. При этом шерсть не должна была прилипать к мездре. На двух концах сложенной шкуры получалась узкая полоса из кожи ноги. На эти концы прикрепляли круглые палочки (мушхалаа) длиной 30-40 см. Для этого концы шкуры перегибали через палочки и прятали в складке мездры. Один конец овчины с палочкой придавливали ногами, сидя на маленькой скамейке, а другой конец, закручивая до упора то в одну, то в другую сторону, тянули к себе, вытягивая кожу. После этого шкуру в закрученном виде оставляли на несколько часов. Эту работу проделывали 2-3 раза в день. Если кожа высыхала, то ее заново смазывали простоквашей и продолжали выделку. Примерно через 5-7 дней кожа приобретала белый цвет, после чего ее обрабатывали скребком. Женщина садилась на пол, вытянув ноги. Один конец кожи зажимала между ступнями, затем брала обеими руками скребок (хэдэргэ) и скребла им по овчине по направлению к себе. После этой операции кожа растягивалась и становилась мягкой, затем с нее снимали мездру скребком. Шерсть выделанной овчины мыли молочной сывороткой, стараясь не подмочить внутреннюю часть кожи. Готовую, выделанную овчинную шкуру обрабатывали дымом.

             Технология обработки шкур диких и домашних животных была идентичной, здесь не обнаруживается принципиальных различий. Шкуру диких животных большого размера выделывали с помощью кожемялок. Меха небольшого размера (беличьи, заячьи, соболиные) обрабатывали вручную, без применения специальных инструментов. Шкурки сушили в натянутом виде, мездрой наружу. Затем шкурку мяли руками, предварительно пропитав кисломолочным продуктом (простокваша, молочная барда). Когда она становилась мягкой и эластичной, осторожно снимали мездру.

        Камусы (годон) коня и диких животных (лося и изюбра) выделывали двумя способами. Первый способ, по-видимому, был наиболее древним, так как не требовал специальных приспособлений. Сухие камусы пропитывали простоквашей, после чего начинали закручивать руками. Этот процесс напоминал выжимание белья. Скрученный камус клали на чурку и колотили деревянным молотком или обухом топора. Если камус высыхал, то его заново пропитывали простоквашей. После чего продолжали выделку камуса, до его готовности. С окончательно выделанного камуса снимали мездру с помощью скребка. Несколько иным и более усовершенствованным был другой способ обработки камуса. При таком способе камус выделывали с овечьей шкурой. Камус закладывали в овечью шкуру н обрабатывали в кожемялке.

      Качество кожи зависело от пола, масти, возраста животного, питания, которое получало животное, а также от времени забоя. Например, шкуры быков давали кожу лучшего качества. Буряты считали, что шкура с красной шерстью качественнее белой и черной. Кожа кастрированных быков была толще и прочнее некастрированных. Также ценились шкуры скота осеннего забоя. Шкуры больных и павших животных были непрочными. Отдельные части одной и той же шкуры бывают различными по качеству. Наилучшая часть кожи находится на спинной части животного, от хвоста до затылка и до середины боков.       

      Длинными зимними вечерами женщины занимались изготовлением одежды, обуви, разной хозяйственной утвари из шкур, кожи и меха. Из овечьей шкуры шили традиционную одежду кочевников-скотоводов - дэли - простую в изготовлении, удобную в использовании, целесообразную с точки зрения природно-климатических условий и хозяйственно-бытовых особенностей кочевого образа жизни.

       Дэли ( мужские и женские) имели две полы - верхнюю  и нижнюю , спинку, перед, лиф, борта. На шитье зимнего лэли  уходило пять-шесть овечьих шкур. Мужская рабочая шуба  была прямого покроя, длиной 121 см . Покрой женской шубы  - со сборками в талии.  Такая шуба обшивалась цветной материей. Особенностью женской шубы была меховая оторочка в поясе. Из каракуля шили шапки и воротники. Шкуры молодых овец шли на шитье легких зимних штанов и курток . Перед шитьем снимали мерку, измеряя пядями. Изготовление одежды, обуви, утвари из кожи и меха требовало применения разных видов швов.  Наметку делали редкими стежками , меховую одежду шили зигзагообразным швом, этим же способом пользовались при изготовлении голенища унтов  кожаных сум и сосудов. Изделия из меха шили также швом через край, выметывая петли, которые затем заделывались декоративной каймой. Прикрепление союзок к гутулам производилось двойным швом. Если обувь шили на один сезон, применяли шов "иглой вперед" : один кусок кожи нашивался на другой, затем кромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась. Для заплат применяли шкуру паховой части овчины, выделывая ее под замшу. Кожаные изделия прошивались сухожильными нитками.

         Повседневную теплую рабочую обувь изготовляли чаше всего из конских камусов. Их также использовали для изготовления подстилки (хуосар) в виде коврика. Вообще для рабочей одежды использовали (особенно бедняки) лошадиную шкуру. Летние дали шили из жеребячьей шкуры. Мягко выделанную кожу лошади применяли для шитья обуви на сезон покоса, называлась она туурабша. Эта летняя обувь состояла из трех частей: короткого  голенища, носка  и союзок из сыромятной кожи. Подошву делали из сыромятной кожи крупного рогатого скота . У бурят Присаянья кожа с крупа крупного рогатого скота была единственным материалом для подошвы летней и зимней обуви.

        Зимнюю одежду, изготовленную из шкур дикого горного козла  (тэхе) и кабарги очень пенили охотники. Из них получались теплые, надежно защищающие охотника от холодного ветра в горах, куртки и брюки. Кроме этого, шкуры тэхэ шли на изготовление тулупа (даха). Присаянские буряты брали его в дальнюю дорогу. У тулупа были длинные полы и высокий воротник, что позволяло человеку полностью укутаться в него, а густая шерсть - на долгое время сохранить тепло.

       Из тонкой брюшной части кожи крупного рогатого скота делали варежки, голенища для обуви, осеннюю верхнюю одежду (халаты). Выделанная кожа крупного рогатого скота находила широкое применение при изготовлении сбруи: хомута, седелки, вожжей, узды, недоуздка, чересседельника, шлеи, кнута. Кожа использовалась также для изготовления ремней, веревок.

         Для изготовления ремней и длинных веревок использовали кожу крупных животных Арканы  для ловли лошадей и веревки делали из шкуры быка, лося и изюбра. Сама шкура снималась с животного двумя способами: в распластанном виде и "чулком''. В последнем случае снималась кожа с шеи животного целиком в виде трубы - "'чулком". После этого с кожи снимали шерсть и обрабатывали в кожемялке. Ремень из шкуры толщиной в 1-2 пальца вырезали по спирали с наружного края шкуры. При этом необходимо было участие двух лиц - один держал шкуру, другой, притягивая к себе правой рукой края шкуры, левой рукой держал нож вертикально лезвием, направленным от себя. Когда он притягивал к себе шкуру, лезвие ножа вырезало ремень. Такой способ вырезания ремней был известен ненцам, энпам, нганасанам, эвенкам, долганам, якутам, коленным корякам и чукчам. Вырезанный ремень разглаживали в специальном приспособлении. К потолку дома подвешивали кожаную петлю. Через нее несколько раз, в зависимости от длины, пропускали ремень, образовывавший вторую, более длинную петлю. К нижней части длинной петли привязывали тяжелый камень. Затем, вращая этот камень в одну сторону, скручивали ремни в петли.  В оставшееся незакрученвым пространство продевали рычаг, привязанный одним концом к стене. Надавливал на свободный конец рычага или поднимая его, заставляли ремни то скручиваться, то раскручиваться. Это приспособление использовали как буряты, так и сойоты.

        Буряты Присаянья использовали способ изготовления длинных и коротких веревок, характерный для всех групп бурят. Из спинной части шкуры крупного животного продольно вырезали 5-8 ремней. Для того чтобы сделать длинную веревку. концы вырезанных ремней срезали наискосок и сшивали Веревку, составленную из нескольких коротких ремней, смазывали жиром из вываренных размельченных костей и разминали. Для этого к стенке прибивали железную скобу и, продев через нее ремень, тянули его то вперед, то назад до полной эластичности кожи.

        Витые веревки делали из двух или трех скрученных ремней Для этого предварительно каждый отдельный ремень будущей веревки, привязав одним концом к чему-либо, скручивали руками. Затем его сглаживали, чтобы придать более или менее цилиндрическую форму поверхности. Для этого двое держали скрученный ремень за концы, туго натянув его, третий, обхватив ремень в виде скобы обрывком толстой сухой кожи, водил по ремню, сглаживая имеющиеся на нем неровности. В некоторых случаях это делалось, как описано выше, т.е. при помоши железной скобы, забитой в стену. Из двух или трех скрученных и сглаженных таким способом ремней без всяких приспособлений, руками, свивали веревку, причем так. чтобы витки свиваемых ремней были направлены не в одну, а в противоположные стороны. Этим достигалась большая крепость веревок. Подпруги плели из 5-6 сплетенных ремней.

         Из рогов и копыт скота варили клей. Кипятили долго, до жидкого состояния. Затем добавляли сухожилие из суставной части (обязательно обезжиренное). И клей считался готовым.  Этот клей использовали для склеивания изделий из дерева.

        Присаянские буряты и сойоты делали из рога крупного рогатого скота рожок  для кормления грудных детей. Рог отпиливали с головы забитого животного. Затем тщательно выскабливали ножом полость рога. На конце рога делали отверстие и натягивали на него соску. Соску делали из тонкой обработанной кожи. Она имела конусообразную форму с отверстием на конце. Петри писал: "Рожок для молока делается из коровьего рога. К нему прикрепляется веревочкой сосок козы или телки. Для этого у освежеванной скотины вырезают вымя и просушивают на внутренней стороне восточного столба в юрте. Когда вымя просохнет, соски вырезают и выделывают, чтобы были мягкие, и прокалывают. Бурятка берет в рот молоко и согревает его во рту, чтобы не дать холодное ребенку, или. если молоко слишком горячее, она доводит ртом его температуру до добовоспринимаемой нормы. Затем она выплескивает молоко в рожок и дает ребенку" .

        Кости домашних животных не выбрасывали, из них вываривали жир. Круглые кости дробили, плоские разрубали на квадратики топором, ложили в чан и кипятили целый день. Во время кипячения на поверхности появлялся костный жир желтого цвета. Жир снимали ковшом и заливали в берестяную посуду, где ее хранили. Костным жиром пропитывали выделанную кожу. чтобы она была эластичной и отталкивала влагу. Костный жир употребляли в пищу, на нем варили саламат или заправляли различные блюда.

        Кости с ножных суставов скота, особенно овец, употреблялись для различных игр как детьми, так и взрослыми. Они были любимыми игрушками детей, которые давали различным костяшкам названия всех пяти видов скота. Для взрослых эти костяшки иногда превращались в азартные игры. Проводились специальные вечера игр в костяшки.  Из тонкой кости передних ног овцы делали крючок для вязания носков   и варежек   из   овечьей    пряжи.    Баранью   лопатку использовали во время гадания. По ней определяли судьбу человека.

 

Литература:

    

   1. Д.М. Маншеев, Традиционное    скотоводческое    хозяйство бурят Восточного Присаянья (конец XIX - начало XX вв.)  - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. 2006. - 205 С. )       Монография посвящена традициям скотоводческого хозяйства бурят Восточного Присаянья конца XIX - начала XX в., которые иллюстрируют хозяйственно культурную адаптацию кочевников к специфическим условиям субаридной системы. Результаты исследования сопоставлены с данными по скотоводству друга групп бурят и народов Центральной Азии и Южной Сибири.  

   
 Еще статьи:
  1. Цінні біологічні особливості романівських овець   Аборигенна романівська вівця є унікальною і однією з перспективних порід не тільки в Росії, а й в світі . Цінні біологічні особливості романівських овець, - висока плодючість і поліестричність, чим обумовлюється високий рівень м'ясної продуктивності (60-100 кг ягнятини) і можливість рівномірного протягом року надходження продукції.....
  2. Звідкіля походять романівські вівці? Породу названо  по назві міста, в околицях якого вона була виведена ...
  3. Романівська порода овець (За В.О. Сухарльовим) Романівська порода овець унікальна за комплексом господарсько-корисних і біологічних особливостей , яка унаслідувала від північних коротко­хвостих овець тонкий хвіст, здатність приходити в охоту і запліднюватись на протязі всього року (поліестричність) та давати за одне ягніння двоє, троє і більше ягнят (багатоплідність), високу життєздатність і пристосованість до суворих умов сніжних зим і пасовищного утримання. Спрямована селекція забезпечила високу скоростиглість романівських овець і цінні якості їх овчин, які не мають собі рівних за легкістю, міцністю, красою і теплозахисними властивостями.....
 4. Вода - зима - вівці ...Якщо в холодну пору ваші вівці не дають достатньо молока, можливо що вони не отримують достатньо питної води, лише тому що вона занадто холодна..
  5. Послеродовой период у овец романовской породы  .... при наличии активного моциона до родов и после родов и физиологической стимуляции бараном-пробником после родов инволюция половых органов заканчивается в первый месяц после родов и создаются все необходимые условия для наступления беременности сразу после окончания послеродового периода....
6. Про харчування високопродуктивних овець ...  Обмеження на використання потенціалу відтворення овець надає недостатнє харчування під час останніх тижнів суягності та раннього періоду лактації...
7.  Переработка шерсти. Валяльный промысел - традиционное ремесло Полесья Валяльный промысел, издавна игравший важную роль в быту полещуков, имел целью валяние сукна и изготовление войлока, валенок, шапок. Из сукна шили верхнюю одежду, головные уборы, штаны. Войлок шел на изготовление конской упряжи: седелок, седел, хомутов...
 8. Кожевенные промыслы Полесья. Исторический очерк ...      Уже в XVI в. жителям Волыни, в том числе и Полесья, были известны такие кожаные и меховые изделия, как «боты», «полуботики» (даже сафьяновые), беличьи шубы, кожухи, широкие кожаные пояса, калиты, мошны, сумки из юфти, барсучьей, лосиной кожи, упряжь . Эти изделия изготовляли городские ремесленники ...

9. Изготовление продукции из шерсти у бурят восточной Сибири ( по Д.М. Маншееву ) ...  Одним из замечательных достижений древних скотоводов было изобретение способа приготовления войлока. Войлочные изделия, широко применявшиеся еще в скифское время, и поныне используются всеми кочевыми скотоводами Евразии....

 

Статьи баранина от фермы к столу

 

Овечья ферма Зеленый Дуб


   Романовские овцы это уникальная генетически чистая и одна из наиболее перспективных пород в мире. Они имеют высокую плодовитость (обычно 3-4 ягнят за окот) и полиэстричность. Овцы способны приходить в охоту и давать потомство во все сезоны года.
     Романовские бараны лучшие стимуляторы и пробники. Они имеют высокое либидо в течение всего года, способны в короткие сроки охватывать больше овец, чем бараны других пород.
    При промышленном скрещивании романовских овец с другими породами в полной мере проявляется гибридная сила при высокой плодовитости.

 

Наша ферма  с усадьбой - прекрасное место для отдыха   

Усадьба Зеленый Дуб  это:

Овеча ферма і садиба Зелений Дуб
Удобное проживание
 • Общение с домашними животными
Живописные пейзажи
 • Чистый воздух и вода (вокруг смешанные леса и ни отного промышленного предприятия)
 • Сбор грибов, ягод, лекарственных растений
 • Возможность осуществить однодневные пешие и велосипедные походы
Погода на ферме Зеленый Дуб
  Погода в Україні
Наши партнеры:
  Торфяные субстраты для любителей и профессионалов
  Мозаика в архитектуре и дизайне
 

© 2012 ПП Кардаш   Усі права захищені. Останні зміни: 17.06.2012.